karta m

НАШ ФЛОТ

×

Предупреждение

Ошибка при загрузке компонента: com_tags, Компонент не найден
История Самарского края.
Самара пароходная. Как это было.
16 апреля 1860 года по Волге начались регулярные рейсы пассажирских пароходов от Твери до Саратова с остановкой в Самаре.
Вплоть до середины XIX века по Волге плавали лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Самый первый буксирный пароход с простым названием «Волга» взял груз в Самаре весной 1843 года, о чем тогда сообщали газеты. Чуть раньше в России вступил в силу закон, разрешающий иметь пароходы частным лицам, что дало мощный толчок к развитию парового судостроения. Через три года на Волге насчитывалось уже 12 пароходов, а к началу 60-х годов XIX века - более двадцати. Но и тогда суда с трубой и черным дымом оставались для самарцев в значительной степени диковиной. 
Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. К тому моменту, когда наш город стал центром губернии, паровые суда богатых местных купцов уже ходили с товарами как вверх, так и вниз по реке. Для открытия регулярного пассажирского сообщения оставалось лишь выверить время, необходимое для совершения рейса от пункта А в пункт Б, и затем соблюдать его с достаточной точностью. Для жителей Самары это стало реальностью 16 апреля 1860 года, когда от здешней пристани отошло первое паровое судно, выполнявшее регулярный пассажирский рейс. 
    Об открытии постоянного движения пассажирских пароходов от Твери до Саратова с указанного дня 1860 года сообщалось в номере газеты «Самарские губернские ведомости». Согласно расписанию, от Самары до Казани пароход шел 10 дней, а от Самары до Твери – три недели. Сейчас эти скорости нам кажутся черепашьими, однако полтора века темпы жизни людей были совсем другими, нежели в наше космическое время, и при относительной дешевизне билетов такое путешествие пароходом устраивало очень многих. 
В 1861 году в Самаре было создано самое первое в городе пароходное пассажирское общество. Название его оригинальностью не отличалось - владельцы дали ему имя «По Волге». В последующие три года у нас появились пароходные компании «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Камско-Волжское», «Дружина», «Лебедь», и некоторые другие. Теперь уже чуть ли не каждый купец первой гильдии и многие заводчики считали ниже своего достоинства не иметь собственный пароход, а то и несколько. 
    Каждое пароходное общество имело в Самаре свою пристань. При этом судовладельцы договорились между собой, чтобы каждая компания имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». 
Но, без сомнения, меньше всех размышляли над именами своих судов владельцы самарского пароходного общества «Миссури» - они попросту присвоили каждому из них собственные фамилии. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара». 
    Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала вчетверо, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество. С 80-х годов XIX века количество пароходов на Волге стало ежегодно сокращаться, пока в конце столетия не достигло оптимальной цифры - около 300 паровых судов.